Санатана Дхарму (так называют в Индии индуизм) по праву можно назвать древнейшей религией на земле. Ее нельзя привязать к какому-то определенному отрезку времени, у нее нет конкретного основателя. Взгляд самых древних религиозных книг в истории человечества – Вед (Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы) таков: Санатана Дхарма появилась одновременно с творением Вселенной.
На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда последователей Санатана Дхармы.
В ведических текстах Санатана Дхарма не считается каким-то одним учением, но скорее определенным видением жизни и духовного пути. В этом контексте можно говорить о том, что все известные в настоящее время религии отражают ту или иную сторону Санатана Дхармы.
Юридическое определение Санатана Дхармы (индуизма) было дано Верховным Судом Индии в 1966 году, с уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года оно включает семь основных признаков:
- «Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах».
- Наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна.
- Признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии.
- Вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности).
- Признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями.
- Осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов».
- Понимание того, что в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев.
Основные принципы и постулаты Санатана Дхармы:
- Яма
– Ахимса – ненасилие.
– Сатья – правдивость.
– Астейя – неприсвоение чужого.
– Брахмачарья – воздержание для монахов и умеренная сексуальная жизнь для мирян.
– Апариграха – нестяжательство.
- Нияма
– Тапас – самодисциплина, способность к самоконтролю и усердной духовной практике.
– Сантоша – удовлетворенность тем, что есть, радостное отношение к жизни, благодарение.
– Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты, чистота тела и чистота помыслов.
– Свадхьяя – изучение священных текстов.
– Ишвара-пранидхана – принятие Бога как единственного идеала в жизни, посвящение своей жизни познанию Бога и духовному пути.
- Карма и мокша
Вера в то, что любое совершенное действие приносит соответствующие результаты, отсюда стремление накапливать положительные результаты и избегать не гармоничных проявлений тела, речи и ума, чтобы не накапливать дурных причин. Вера в то, что за счет верного духовного руководства и усердной практики можно достичь Освобождения от связанности земной, смертной реальностью.
- Садхана и тапасья
Вера в методы, полученные от учителей, и усердная практика их в течение жизни вплоть до достижения Освобождения. Приведение всей жизни в соответствие с практикой пути.
- Принцип Гуру-ученик
Принятие духовных авторитетов, прямого руководства.
Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.
- Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
- Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и Непроявленной Реальностью.
- Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.
- Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
- Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
- Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение обрядов, создают общение с этими девами и богами (махадевами).
- Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопознанию и медитация.
- Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.
- Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.Садгуру Шивайя Субрамунийя Свами «Танец с Шивой»
ПАНЧА-ШРАДДХА – (санскр. пять верований), Панча-шраддха – это краткое описание индуистского “символа веры”:
- Сарва брахман: Бог, Абсолют – есть все, он пребывает во всем, душа также божественна.
- Мандира: вера в храмы и божественных существ, с которыми можно устанавливать связь через ритуалы почитания, молитвы и поклонение.
- Карма: вера в закон причин-следствий.
- Сансара-мокша: мир есть круговорот рождения-смерти обусловленных душ, и от этого круговорота необходимо освобождаться.
- Веды и садгуру: необходимость священных писаний и гуру-духовного учителя.
Сердцевиной Санатана Дхармы является учение о недвойственности мира (Адвайта-Веданта). Вот основные постулаты Адвайты:
- Весь мир есть проявление ума, творящее сознание и сотворенный мир неразделимы как сон и сновидец.
- Мысль «Я есть тело» – ложна, понимание «Я есть Абсолют» – истинно.
- Все неведение относительно природы Реальности устраняется через самоисследование и медитацию
.